"Комсомольская правда", 23 декабря 2005, Cтас Тыркин
Знаменитый английский актер дал эксклюзивное интервью «КП» перед российской премьерой своего нового фильма «Преданный садовник».
Практически одновременно на экраны выходят две картины с участием одного из лучших драматических актеров мира - и обе хорошие.
«Гарри Поттер и Кубок огня», в которой Рэйф Файнс изумительно сыграл главного кинозлодея современности Волан-де-Морта, только что стартовала в прокате. А премьера экранизации шпионской драмы Джона Ле Карре «Преданный садовник» состоится 25 декабря в рамках традиционной программы «Рождественская эйфория» в кинотеатре «Ролан». В широкий прокат эта лента, у которой много шансов на «Оскара», выйдет 16 февраля.
«Шпионы - как мы»
Действие «Преданного садовника» происходит в Кении, где живет и работает британский дипломат Джастин Квэйл (Файнс) и жена его Тесса (Рэйчел Вайц, знакомая нам по «Врагу у ворот», «Мумии» и «Константину»).
Однажды Тессу - активистку, спортсменку, наконец, просто красавицу - находят мертвой в пыльной кенийской пустыне. Кажется, она изменяла Джастину, который так сильно ее любил...
- Что больше всего поразило меня в Кении - так это сочетание бедности и антисанитарии с какой-то немыслимой жизнерадостностью, витальностью африканцев, - вспоминает Файнс. - У них нет ни водопровода, ни электричества, а они счастливее многих европейцев! Побывав там несколько раз, я понял, что африканцам, возможно, вовсе не нравится, что их постоянно выставляют жертвами. Это не значит, конечно, что мы должны перестать оказывать им помощь... Но своей жаждой жизни они могут с нами еще и поделиться! Когда наша съемочная группа приземлилась в Кении, туземцы приветствовали нас каким-то потрясающим танцем. И постоянно были готовы пуститься в пляс. По любому поводу.
- За «Преданного садовника» вам светит очередное выдвижение на «Оскара».
- Не думаю, что об этом нужно думать заранее, но, если фильм получит номинации, это будет великолепно.
- В основу картины положен роман знаменитого писателя, бывшего британского разведчика Ле Карре.
- Я встречался с ним много раз. Он очень-очень умен. Видит тебя насквозь.
- В нем чувствуется бывший шпион?
- Думаю, что черта хорошего шпиона - это способность быстро вбирать в себя информацию. Не смотреть и слушать, а видеть и слышать. Общаясь с Джоном, немедленно чувствуешь этот быстрый, активный ум. Думаю, что шпионы чем-то похожи на актеров. Они тоже наблюдают за людьми. Иногда должны играть - для прикрытия. И быть очень убедительными в своих «ролях»!
- Ваш герой-дипломат увлекается садоводством. Вы случайно этим не балуетесь?
- Мой отец любил работу в саду, я - нет. Садовники - обыкновенно очень мудрые люди. Настойчивые и терпеливые, питающие огромный интерес к природе и вообще к жизни. Понимающие жизнь во всей ее сложности и изменчивости. Это внутреннее качество. Не случайно Ле Карре - прекрасный садовник. Одно с другим связано.
«Бойтесь меня! Бойтесь!»
- Вашу работу в «Гарри Поттере...» сейчас оценивают миллионы зрителей во всем мире. Вы брали это во внимание, когда соглашались на роль Волан-де-Морта?
- Дело в том, что я не фанат книг и фильмов о Гарри Поттере. Вообще. Мне и в голову не приходило, что эта моя работа вызовет такой ажиотаж. Напрасно, наверное. Я просто прыгнул в этот проект и получил удовольствие. У меня в картине всего лишь одна, хотя и очень большая сцена, в которой я должен был выглядеть очень-очень злым. В течение 10 минут мне нужно было играть воплощенное зло и при этом избегать повторов. С режиссером Майком Ньюэллом мы перепробовали самые разные варианты.
- Почему же вы согласились, если не интересовались книжками?
- Потому что это хорошая роль! Не нужно быть фанатом, чтобы это понять. К тому же иногда мне надоедает сниматься в серьезных драмах для взрослых. Да, мне вовсе не по душе, что меня воспринимают исключительно как актера, который снимается только в серьезных фильмах и литературных экранизациях. Оттого я и снялся, допустим, в романтической комедии «Госпожа горничная» в паре с Дженнифер Лопез. Время от времени хочется сыграть персонажа попроще.
- Это Волан-де-Морт-то «попроще»?
- По его внешнему виду так, конечно, не скажешь. Мне выбелили кожу так, что выступили все вены. Испортили зубы. Побрили брови. И вдобавок добавили на компьютере нос, как у змеи.
- Вы не были против того, чтобы вас так уродовали?
- Не-е-ет! Это было великолепно! (Повторяет 3 раза.) Потому я и соглашаюсь на такие экстремальные роли! Это было так весело! Такое отдохновение от всех моих серьезных ролей!
- Детишек-то как напугаете!
На секунду Рейф превращается в змееподобного Волан-де-Морта и шипит:
- О, я надеюсь на это!!!
«Дети вредят театру»
- А у самого у вас дети есть?
- Нет. И жены тоже. И не хочу ими обзаводиться.
- Почему, если не секрет?
- Я слишком много путешествую. Мне нравится моя свобода. Не хочу заботиться о том, с кем оставить ребенка, каждый раз перед выходом в театр.
- Вы много играли русскую классику. Как это повлияло на вас?
- Не так уж и много! Играл в «Иванове» Чехова - спектакле, который мы привозили в Москву. Любой опыт идет на пользу - не важно, Чехов это, Пушкин или Шекспир. Эти великие писатели обладали такой мудростью, щедростью и человечностью, что этому невозможно у них не учиться. У Чехова меня особенно привлекает сочетание юмора с повседневной трагичностью нашего бытия...
- Вы придерживаетесь системы Станиславского?
- Честно сказать, я не знаю, что это такое. Когда-то давно что-то такое читал. У него были хорошие мысли, некоторые из них актуальны до сих пор. Но в целом я думаю, что буквальное следование его заповедям «зажимает» актеров. Во всяком случае, я не из тех, кто ходит в шкуре своего персонажа 24 часа в сутки. Особенно если этот персонаж - Волан-де-Морт.
- С кем из актрис вы мечтали бы сняться вместе?
- Уже снимаюсь! Я ужасно доволен возможности поработать вместе с Сюзан Сэрендон. В лирической комедии «Бернард и Дорис» она играет табачную миллиардершу, а я ее слугу-гомосексуалиста. Представляете: она оставляет все свое состояние мне!