ЛЕГЕНДЫ КИНО ЛИЧНОЕ ДЕЛО АЛ ПАЧИНО
Ал Пачино не прекращает сниматься в крупнобюджетных фильмах (в 2007 году в прокат выходят ленты «88 минут» и «Тринадцать друзей Оушена»). Этой осенью Пачино также раскроет новые грани своего таланта, выпустив сборник DVD с его любимыми фильмами и сборник интервью «Ал Пачино: беседы с Лоренсом Гроубелом».Ал Пачино можно использовать как модель для плаката типа «В 66 мужчина чувствует себя 40-летним». Он любит играть в покер и в шахматы, с удовольствием цитирует Шекспира и может часами возиться со своими пятилетними сыновьями-близняшками.
--------------------------------------------------------------------------------
Aл Пачино в нижнем белье и солнечных очках сидит, развалившись, в шезлонге возле бассейна, на заднем дворе арендованного дома в Беверли-Хиллз. Рядом с ним - бутылка Pepsi Vanilla и сценарий фильма о Наполеоне. Время от времени звонит мобильный телефон, и Пачино обсуждает различные дела со своим агентом, секретаршей, режиссерами, лондонским театральным продюсером, различными женщинами, а также с 16-летней дочерью, живущей в Нью-Йорке. Трудно поверить, что сам Пачино - тоже уроженец Большого Яблока. Он так и кажется символом голливудской звезды в ее калифорнийском воплощении. Этого человека можно использовать как модель для плаката типа «В 66 мужчина чувствует себя 40-летним». Он любит играть в покер и в шахматы, с удовольствием цитирует Шекспира и может часами возиться со своими пятилетними сыновьями-близняшками. Последний фильм с его участием, «Деньги на двоих», где снялись также Мэтью Макконэхи и Рене Руссо, вышел на экраны в прошлом году. Следующая его картина, триллер Джона Эвнета «88 минут», выйдет в начале 2007 года, а за ним последует лента «Тринадцать друзей Оушена» (премьера состоится летом 2007 года), в которой Пачино составил компанию звездам, перекочевавшим в фильм из первых двух серий. В перспективе у него - ремейк французской классической ленты про ограбление «Мужские разборки» (Rififi), который снимет Гарольд Беккер («Море любви»).
За последнее время Пачино сыграл в трех пьесах: «Сироты» Лайла Кесслера, «Отец» Августа Стринд-берга и «Саломея» Оскара Уайльда. Последнюю пьесу он собирается перенести на пленку и снять документальное кино об этой постановке. Но самый дорогой его сердцу проект - сборник «Пачино: видение актера», состоящий из 4-х DVD. В него входят «личные артхаусные фильмы», в которых Пачино снялся за последние 20 лет. «Местный стигматик» (The Local Stygmatic) в постановке Дэвида Уилера по пьесе английского писателя Хиткоута Уильямса - мастер-класс двух исполнителей: Пачино и Пола Гилфойла. Они играют выходцев из лондонских низов, которые проводят время в разговорах о собачьих бегах, коррупции и славе. Заметив в баре известного актера, они вовлекают его в беседу и в конце концов жестоко избивают. В центре второго фильма «Китайский кофе», по пьесе Айры Льюиса, тоже двое мужчин - писатель (Пачино) и фотограф (Джерри Орбах). Герой Пачино написал роман об их отношениях, а фотограф весьма недоволен его сочинением.
До сих пор эти «маленькие» фильмы не были выпущены в прокат. На третьем диске - картина «В поисках Ричарда», завоевавшая премию Режиссер-ской гильдии - экспериментальный фильм, в котором предпринята попытка исследовать восприятие классической пьесы Шекспира «Ричард III» в современной Америке. В ряде сцен из пьесы заняты такие известные актеры, как Уинона Райдер, Алек Болдуин и Кевин Спейси; о шекспировском наследии дискутируют Джон Гилгуд, Кеннет Брана и Джеймс Эрл Джонс. А на четвертом диске с характерным названием «Болтовня» Пачино рассуждает о лицедействе во время своего визита в Actors Studio. Эта коллекция - редкая возможность заглянуть в душу человека, который в данный момент загорает в шезлонге. Она напоминает, что Пачино, получивший в прошлом году премию Американской Синематеки, начинал карьеру как театральный актер. Поэтому он до сих пор питает любовь к сцене, изящным диалогам и прямому контакту с публикой. Новая книга «Ал Пачино: беседы с Лоренсом Гроубелом» позволяет еще глубже проникнуть в психологию знаменитого актера. В этой книге собраны интервью, которые ее автор брал у Пачино на протяжении последних 20 лет. Лоренс Гроубел. Когда вы читаете рецензии, они меняют ваше представление о фильмах, в которых вы снимались? Ал Пачино. Обычно я согласен с мнением критиков о большинстве картин. Не моих, конечно, здесь я слишком субъективен. Но когда я оглядываюсь на свои киноработы с расстояния нескольких лет и даже десятилетий, я соглашаюсь с большинством претензий.
- «Лицо со шрамом» сильно критиковали в свое время.
- Да, кто бы мог подумать!
- Вас неизменно называют одним из лучших американских актеров, но, по словам одного критика, вас часто воспринимают как сценического актера, привыкшего играть в театральной манере и сильно переигрывать. Вы бы не хотели выступить в защиту вашей манеры рваться в клочья от страсти?
- Знаете, лучше уж рваться в клочья от страсти, чем играть совсем без страсти. Многие зрители любят, когда актер играет эмоционально, хотя некоторых это утомляет. Если бы мне сегодня при- шлось заново исполнять кое-какие роли, я бы, наверное, немного приглушил некоторые эмоции. Но когда мотивы поведения героя подлинны, нельзя бояться перегнуть палку. Нужно идти до конца. «Лицо со шрамом» - это не только мои актерские маньеризмы, но и видение Брайана Де Пальмы. Он дал герою мотивы поведения, а одна из задач актера - вывести на поверхность подсознательное. Иногда актер может совершать ужасные ошибки. Но он никогда не знает, где можно обнаружить момент истины. Если бы я боялся перегнуть палку, разве мог бы я сыграть, скажем, в сцене «Крестного отца-3», когда погибает дочь Майкла Корлеоне? В таких сценах вся ответственность ложится на плечи актера, а режиссер становится посредником между ним и камерой.
- Но режиссер должен сказать вам, если он так считает, что вы перегибаете палку?
- Да, это очень помогло мне, когда я играл Шейлока в «Венецианском купце». Майкл Рэдфорд так мне и сказал.
- Помогал ли вам Джон Эвнет, когда вы снимались в триллере «88 минут» - об университетском профессоре, который получает предупреждение о смерти и узнает, что ему осталось жить всего 88 минут?
- Мы с Джоном работали очень слаженно, пытаясь найти в этой истории нечто, что взволновало бы нас обоих. Мы пытались найти логическое обоснование событий, вычислить в них рациональное зерно. Это триллер, события в нем развиваются очень быстро, но в самой истории должна быть железная логика, иначе в нее невозможно будет поверить. Чтобы зритель получил удовольствие от такого кино, он должен верить, что это действительно могло случиться. Если зритель считает, что показанное в фильме невозможно, он перестает сопереживать героям. Джон дал мне ниточку, за которую я смог ухватиться: он сказал, что моего героя преследуют воспоминания. Я использовал эту идею.
- Чего вы ждете от нового фильма Стивена Содерберга «Тринадцать друзей Оушена»?
- Он великолепный режиссер, который может все. Я уверен, что он поможет мне хорошо охарактеризовать моего героя.
- Вы смотрели две предыдущие серии?
- Я видел «Одиннадцать друзей Оушена», и этот фильм показался мне хорошим. Вторую серию я не смотрел.
- Трудно ли было влиться в актерский состав, зная, что все остальные исполнители работали вместе на предыдущих двух картинах и хорошо знакомы друг другу?
- Это было забавно. Словно приглашение на гостевую роль в телешоу, которое идет уже давно. Ты оказываешься внутри своеобразного мира со специфическими правилами игры. Ты работаешь быстрее, потому что вселенная уже создана. Ты словно вскакиваешь в самолет, который уже отрывается от взлетной полосы.
- Наверное, так же чувствовал себя Джордж Хэмилтон, когда он пришел на съемочную площадку третьей серии «Крестного отца»?
- Джордж чувствовал себя прекрасно, могу вам за это поручиться - ведь я был там! Надеюсь, мне будет так же хорошо, как Джорджу!
- Поговорим о вашей коллекции DVD. Что отличает ее от других коллекций?
- Я пытался переработать так называемый трудный материал, чтобы сделать его смотрибельным. Это фильмы-пьесы. Это гибрид между постановкой пьесы и собственно кино. Дело в том, что в юности я играл в основном в театре, и сцена наложила на меня огромный отпечаток. Приятнее всего мне находиться на сцене.
- Отличаются ли ваши фильмы-пьесы от снятого на пленку спектакля?
- Это трудный вопрос. В кино несколько минут экранного действия может проходить без диалогов. В «Стигматике» и «Кофе» - диалоги и визуальный ряд равны по значимости.
- Вы не расстроены тем, что эти фильмы-пьесы никогда не шли в кинотеатрах - скажем, на сдвоенном сеансе для любителей? - Мне не хочется проходить через все то, через что приходится проходить актеру в связи с премьерой его фильма. Эти ленты созданы не для массового потребления. Это в некотором роде мои личные арт-хаусные ленты.
- «Китайский кофе» встретили овацией на кинофестивале Tribeca.
- Таких зрителей осталось очень мало, и они в основном ходят на кинофестивали. А сами пьесы шли далеко за пределами Бродвея. Но для меня эти постановки имеют такое же значение, как и все коммерческие фильмы, в которых я снялся. Иначе я бы не стал в них играть.
- Вы были удивлены, когда картина «В поисках Ричарда» получила премию Режиссерской гильдии?
- Очень удивлен. Он также был удостоен премии Гильдии американских киномонтажеров. Я бы удивился не меньше, если бы этими наградами были отмечены и два других моих фильма - «Местный стигматик» и «Китайский кофе».
- Почему вы решили снимать «Саломею»?
- Изредка, примерно раз в десять лет, на моем горизонте появляется что-то настолько интересное, что я не могу выкинуть это из головы. Я чувствую, что обязан окунуться в произведение с головой. «Саломею» очень трудно перенести на пленку, но это еще сильнее меня раззадоривает, заставляет сердце биться сильнее, и мне это нравится.
- Будет ли эта постановка похожа на ленту «В поисках Ричарда»?
- Меня привлекает такой стиль. Возможно, в одном фильме таится два: собственно «Саломея», то есть картина, снятая по мотивам пьесы, и то, что я называю Salomaybe - кино, очень похожее по стилю на ленту «В поисках Ричарда». Salomaybe - это интерпретация с точки зрения человека, который пытается сделать кино из такого великого шедевра, как «Саломея». Это разные фильмы, которые будут делаться одновременно. Иначе говоря, я хочу сделать доллар из 99 центов. (Смеется.)
- Что именно в произведении Оскара Уайльда завладело вашим воображением?
- Меня привлекают метания, борьба в его душе. Мне интересна эпоха, в которую он жил. Меня волнует то, через что ему пришлось пройти сто лет назад. В нем ощущается удивительная деликатность, эмоциональность, огромный масштаб личности. «Саломея» - его величайшая пьеса. Это мощное произведение на все времена, которое затрагивает вечные темы. Эта пьеса - о том, кто мы такие. Она исследует широчайший спектр чувств. Она о том, с чем мы сражаемся каждый день. И зрители не остаются равнодушными, пьеса захватывает их мгновенно. Играя на сцене, я чувствовал, что зрители сразу же вовлекаются в сюжет. В пьесе есть немало спорных моментов, как и во всем творчестве Уайльда. Но ни один зритель ни разу не ушел из зала. «Саломея» захватывает. Не все соглашаются с ее выводами, но для меня важно, чтобы пьесу увидели. И чтобы люди оценили великолепную игру Джессики Частейн в роли Саломеи. На экране она выглядит великолепно, и мне остается только надеяться, что я смогу выстроить фильм вокруг ее игры.
- Как вы думаете, можно ли считать фильм «Собачий полдень» предшественником реалити-шоу?
- Помните сцену, когда разносчик пиццы оборачивается и говорит в камеру: «Я - звезда»? Наверное, это был первый случай, когда мы увидели, что обычный человек может стать знаменитым только потому, что его покажут по телевизору. До этого, чтобы прославиться, нужно было что-то сделать: показать какие-то таланты, выиграть конкурс. А этот парень просто оказался перед камерой. Наверное, в этом суть реалити-шоу.
- Однажды вы сказали, что «Разыскивающий» (1980) - самый скандалный фильм в вашей карьере. Считаете ли вы его самым большим провалом в вашей карьере?
- Нет, самым большим была «Революция» (1985). После этого я четыре года не снимался. «Разыскивающий» - не очень хороший фильм. В «Революции» есть очень талантливые сцены, но все-таки это провал.
- Продюсер «Крестного отца» Роберт Эванс говорил, что не хотел вас брать, но Брандо позвонил ему и сказал, что вы - «мрачный тип» и что «если он - мой сын, вам нужно взять этого актера, потому что я тоже мрачный тип». Вы об этом знали?
- Нет. Жаль, что я не знал об этом раньше! Не представляю себе, откуда Брандо узнал, что я могу быть мрачным.
- Что вы почувствовали, когда Брандо умер?
- У меня было ощущение, что скончался близкий мне человек. Интересно, что я никогда не был знаком с ним близко, но я тогда подумал: «Как же мы теперь без Марлона?». Он был для нас иконой. Дело не только в актерской игре, но и в том, что он позволял себе быть таким, каким ему нравилось.
- Вы чему-то научились у него?
- Я им вдохновлялся. Что значит «научиться»? Он помог мне понять одну важную истину: если ты делаешь то, что тебе нравится, - ешь мороженое с фисташками, к примеру! - ты станешь великим актером.
- Вы плакали, когда он умер?
- Плакал. Но я не был так близок с Марлоном Брандо, как некоторые люди, которых я хорошо знаю - такие как Шон Пенн, Джонни Депп, Уоррен Битти. Я никогда не искал общества других людей. Может быть, потому что я застенчив.
- Мишель Пфайффер говорила, что во время съемок «Лица со шрамом» вы пошли пообедать и что оба не могли говорить из-за смущения.
- Или потому что нам нечего было сказать друг другу! (Смеется.) Она замечательная актриса. Я не хотел говорить с ней об актерской игре или о наших героях, потому что Брайан Де Пальма оставил эту прерогативу за собой, и мне не хотелось вмешиваться. А вот со Стивеном Бауэром мы были неразлучны на протяжении полугода съемок.
- Режиссер Гарри Маршалл приглашал вас на главную роль в «Красотку». Вы не кусали себе локти, когда фильм принес огромную популярность Ричарду Гиру?
- Нет. Если бы эту роль играл я, фильм бы провалился.
- Вы ведь не считаете так на самом деле?
- Считаю. Посмотрев эту великолепную картину, я понял, что не вижу себя в главной мужской роли. А Ричард Гир сыграл прекрасно. Ну не забавно ли? Я точно так же отношусь к другим лентам, в которых мне предлагали сниматься. Когда я увидел Роя Шайдера в мюзикле «Весь этот джаз», я подумал: «Здорово - они все-таки нашли нужного парня!».
- Вы отказались сниматься в «Крепком орешке». А об этом решении не жалеете?
- Да, наверное, я мог бы в нем сыграть. Но все умопомрачительные прыжки героя пришлось бы делать дублеру.
- Что вы можете сказать о шпионском триллере «Рекрут», в котором вы снимались с Колином Фарреллом?
- Это был фильм, который я так и не смог понять. Но я думаю, что режиссер Роджер Дональдсон снял очень эффектное кино. Обычно я не снимаюсь в таких картинах, но я знаю, что многим людям «Рекрут» понравился.
- Вы сыграли роль-«камео» в печально известном фильме «Джильи» с участием Бена Аффлека и Дженнифер Лопес. Это была услуга режиссеру Мартину Бресту, который помог вам завоевать «Оскар» за «Запах женщины»?
- Не совсем. Я бы не стал сниматься в этой картине, если бы не Марти, но мне понравилась и сама роль, и я хотел попробовать сделать что-нибудь с этим персонажем. Не думаю, что у меня это получилось. Они хотели увеличить роль и вызывали меня на съемочную площадку, чтобы сделать дополнительные дубли, но я не хотел будить спящую собаку.
- Поговорим о политике. Уоррен Битти резко критикует губернатора Арнольда Шварценеггера, и сейчас ходят слухи, что на ближайших выборах он будет баллотироваться. Как вы думаете, стоит ли ему этим заниматься?
- Уоррен такой деятельный. Мне кажется, в нем слишком сильна артистическая жилка, чтобы идти в политику.
- Вы большой поклонник Расселла Кроу, Шона Пенна и Джонни Деппа. А что вы можете сказать о Томе Крузе?
- Том Круз - кинозвезда. Это совсем другая категория. Он невероятно харизматичен и к тому же прекрасный актер.
- Вы работали со многими талантливыми молодыми актерами - Джоном Кьюсаком, Киану Ривзом, Расселлом Кроу, Джонни Деппом, Крисом О'Доннеллом, Шоном Пенном, Колином Фарреллом, Мэтью Макконэхи. Вы настаивали на студии, чтобы они взяли этих актеров?
- Нет, обычно это они ко мне приходят. Многие из них вдохновляют меня своим талантом, своей преданностью актерскому ремеслу, тем как они смотрят на мир. Это такое удовольствие - работать с молодыми.
- Они нервничают в вашем присутствии?
- Обычно они перестают нервничать через пять минут, потому что видят, что мы можем прекрасно работать вместе.
- Приятно ли было сниматься в фильме «Деньги на двоих» с участием Мэтью Макконэхи и Рене Руссо?
- Мэтью - замечательный парень, он всегда готов помочь и поддержать тебя. Он прекрасно играет роль. А Рене - женщина-мечта; на нее приятно смотреть, с ней приятно играть. Она входит в список трех лучших актрис, с которыми мне довелось работать.
- Много ли в Голливуде людей, с которыми вы раньше дружили, а сейчас не дружите?
- Слишком много.
- Почему?
- Утрата иллюзий. Для дружбы нужно упорство. Мне нравится высказывание Роберта Митчума о знаменитостях: у них нет друзей, у них есть последователи.