Александр Евштокин
Редкое кино поразит воображение автомобильного энтузиаста, любителя активного вождения и машин с
душой. Неширокую полку такого киномана смогут заполнить лишь вечные "Мужчина и Женщина" Лелюша, "На
последнем дыхании" Годара, "Ронин" Франкенхаймера да еще избранное из французских связных,
голдфингеров и шпионов, которые любили. И когда эта почти безвыходная ситуация перестала устраивать
страждущие души из руководства Bayeriche Motoren Werke, на свет появилась серия короткометражных
фильмов под одним интригующим названием – The Hire ("Наём").
Основная идея создателей заключалась в том, чтобы, используя имидж компании, безграничные
возможности Интернет и нехитрую технику product placement, создать нечто среднее между
высокохудожественным кинематографом и динамичным рекламным роликом и распространять этот продукт
среди пользователей всемирной паутины. Зная, что никто еще ничего подобного не делал, компания
решила бить наверняка – в исполнительные продюсеры произвели Дэвида Финчера, автора самых
гениальных триллеров девяностых, а производство доверили мультимедиа-талантам из Anonymous Content.
Каждый из фильмов должен был снять отдельный режиссер, и денег BMW хватило на то, чтобы собрать под
знаменами "Найма" команду-мечту из режиссеров с мировыми именами: Джона Франкенхаймера (Ронин;
Гран-При), Энга Ли (Крадущийся тигр, затаившийся дракон; Ледяной шторм), Вонг Кар-Вая (Счастливы
вместе; Падшие ангелы), Гая Ритчи (Карты, деньги, два ствола) и Алехандро Гонсалеса Иньярриту
(Сука-любовь; 21 грамм; Вавилон).
Несмотря на то, что сценарии всех фильмов написаны в совершенно разной стилистике, их роднит
сквозной мистический персонаж водителя по найму, играющий ключевую роль во всем сериале. Роль
анонимного, молчаливого и гениального драйвера досталось Клайву Оуэну (Дитя Человеческое / Children of
men). В каждом фильме он выполняет задание, которое грозит ему серьезными неприятностями и
встречей с другими приглашенными звездами вроде Мики Рурка, Мадонны или Томаса Милиана (Траффик).
Когда в 2001 году первые пять фильмов были закончены и выложены на собственный сайт
www.bmwfilms.com, вряд ли кто-то мог точно предугадать дальнейшую судьбу проекта – слишком уж
созданное отличалось от того, что обычно можно было найти в Интернет. Но успех от этого казался
только слаще – во всем мире фильмы скачали 14 миллионов человек, а сам проект получил больше
специальных наград, чем компания могла мечтать. Случайные зеваки и посвященные киноманы сполна
оценили техническое совершенство съемки, непредсказуемость сценарных поворотов и особый творческий
почерк каждого из режиссеров, проявившийся даже в таком малом формате. К примеру, в Засада /
Ambush Франкенхаймера напряженная погоня от начала до конца выдает любовь режиссера к подобным
сюжетам, проявленную в знаменитом "Ронин", а Избранный / Chosen Энга Ли запоминается
гениальной сценой, где летящие в заносе автомобили еще раз доказывают интерес автора к
нестандартным проявлениям хореографии.
Слава богу, успех проекта не убил у создателей желания продолжать. В октябре 2002 года на сайте
дебютировали еще три фильма из второго сезона съемок. Поддерживая интерес к проекту, руководство
BMW полностью обновило продюсерский состав – теперь работой со сценариями и подбором режиссеров
руководили знаменитые братья Тони и Ридли Скотты, а также Жюль Дэли. Как и в прошлый раз, управлять
процессом съемки должны были настоящие мастера экшн-жанра – сам Тони Скотт (Дни грома; Шпионские
игры), Джон Ву (Без лица; Миссия невыполнима-2) и начинающий режиссер Джо Кэрнаген.
На вечеринке в честь выпуска новых фильмов появились все знаменитости всех трех новых серий – Гэри
Олдман, Джеймс Браун, Рэй Лиотта, Роберт Патрик, а также Мэрилин Мэнсон, чье присутствие в
скоттовской короткометражке Выиграть у дьявола / Beat the devil нагнало настоящего страху.
Правда, я чуть не забыл еще про одного ключевого персонажа каждого фильма – автомобиль BMW.
Благодаря количеству фильмов, компании удалось, почти не повторяясь, использовать для каждого по
представителю своего модельного ряда – в актерах побывали BMW 740i, BMW 540i с шестискоростной
коробкой передач, BMW 330Ci, трехлитровый родстер BMW Z3, BMW 530i, внедорожник BMW X5, BMW 745i и
последняя новинка компании на то время – родстер BMW Z4.
Пожалуй, только использование исключительно автомобилей баварской марки не дает забыть о том, что
"Найм" относится к чисто коммерческим проектам. С самого начала представители немецкого концерна
заявляли о том, что каждому режиссеру была предоставлена творческая свобода. Но свобода в рекламном
искусстве имеет четкие рамки, которые в конкретно нашем случае определяются как "сделайте так,
чтобы "буммер" попал в критическую ситуацию и с честью из нее вышел". И кликнув на специальную
иконку, можно, к примеру, узнать, что избежать летального исхода во время погони по заставленному
ремонтной техникой шоссе в "Засаде" Оуэн смог благодаря фирменной системе стабилизации Dynamic
Stability Control и эффективным ксеноновым фарам. Но самый большой плюс серии состоит в том, что на
иконку можно и не кликать, и тогда "Найм" останется в памяти как по-настоящему достойное
художественное событие. Хотя бы потому, что короткометражный фильм Джона Франкенхаймера стал
последним в карьере знаменитого режиссера.
источник: www.bmwgtn.ru
|